Добро пожаловать уважаемые родители!

Как часто задается вопрос: "Нужен ли ребенку логопед?" 

А между тем детей с речевой патологией с каждым годом становиться все больше. Кто-то просто не выговаривает звуки, а кто-то нуждается в серьезной логопедической помощи. Могут ли родители сами определить нужен ли ребенку логопед? Предлагаю Вам логопедические тесты, которые помогут заинтересованным родителям помочь разобраться, правильно ли развивается речь ребенка уже с 2-х летнего возраста.

Помните!

Чем раньше Вы определите уровень речевого развития ребенка, тем успешнее сумеете избежать более серьезных последствий в будущем. Не жалейте времени на занятия, ведь четкая, логичная, грамотная речь Вашего ребенка - залог его успешной учебы, чувства уверенности в себе при общении со сверстниками и взрослыми.

Список тестов:

- ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

- СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

- Словарный запас: имена существительные

Словарный запас: имена прилагательные

Словарный запас: глаголы

Словарный запас: профессии

Словарный запас: обобщающие слова

Словарный запас: времена года

Словарный запас: синонимы (слова близкие по значению)

 

Словарный запас: антонимы (слова противоположные по значению)

- СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных.

- Словообразование и употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме

-Словообразование: Голоса птиц и животных, название детенышей.

- Словообразование: сравнительная степень имен прилагательных.

- Словообразование: родственные слова.

- Словообразование: глаголы с приставками

-ГРАММАТИКА

- Грамматика: единственное и множественное число имен существительных и глаголов

- Грамматика: глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода

- Грамматика: различные формы имен прилагательных

- Грамматика: винительный падеж, единственное число

- Грамматика: родительный падеж, единственное число имен существительных и притяжательных прилагательных

- Грамматика: дательный падеж, единственное число

- Грамматика: творительный падеж, единственное число

- Грамматика: предложный падеж, единственное число

- Грамматика: родительный падеж, множественное число и согласование имен числительных с именами существительными

- Грамматика: дательный падеж множественное число

- Грамматика: творительный падеж, множественное число

- Грамматика: предложный падеж, множественное число

- Грамматика: согласование нескольких частей речи в разных падежах

- Грамматика: понимание и правильное употребление предлогов 

- РЕЧЕВОЙ (фонематический) СЛУХ

- НАВЫКИ ЗВУКОВОГО СИНТЕЗА И АНАЛИЗА

- ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

- Произношение звуков [к], [г], [х], [в]

- Произношение свистящих [с], [сь], [з], [зь], [ц]

- Произношение звуков [ж], [ш], [ч], [щ] 

- Произношение звуков [л], [ль], [р], [рь]

- Дифференциация (различение) звуков в произношении

- СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ

- Произношение слов со сложной слоговой структурой

- Произношение сложных предложений со словами сложной слоговой структурой

- СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

- Связная речь

- Словесно-логическое мышление

"Консультация для родителей"

"Подготовка руки к письму"

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

 Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

 

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

 - развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

 - развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

 

1. Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка.

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста?

 

Как узнать, правша или левша?

 

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься, неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклоняющимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

 

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет.

Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

 

 Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

 

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

 

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

• завинтить крышку на бутылке,

• разрезать бумагу ножницами,

• нанизать бусины,

 • почистить обувь щеткой,

 • стереть ластиком крестики,

 • намотать нитку на катушку,

• перелить воду из одного сосуда в другой,

• разложить карточки,

• отвинтить гайку рукой и ключом,

 • проколоть дырочки дыроколом,

 • продеть нитку в иголку,

• почистить одежду от пыли,

• капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,

 • достать бусинку ложкой из стакана,

• позвонить колокольчиком,

• закрыть и открыть молнию на сумке,

• взять стакан и выпить несколько глотков воды).

 

 Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

 • полить цветы,

• почистить зубы,

• перемешать песок лопаткой,

• толкнуть палкой шарик,

• достать книги с полки,

• вынуть пробку из ванной,

• положить фишки в коробку и другие.

 

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

 

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу. Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

 

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук» Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди. У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым предплечьем.

Тест «Аплодирование» Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно аплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при аплодирование более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой? Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

 Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

 

2. Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

 

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,

- конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,

- конструирование из бумаги и картона,

 - плетение шнуров из ярких цветных веревочек,

- работа на детском настольном ткацком станочке,

- вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),

 - шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),

 - изготовление поделок из проволоки,

- пришивание пуговиц,

- нанизывание бусин и изготовление детских бус,

- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),

- пальчиковые игры,

- штриховки,

- изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),

 - выжигание по дереву,

 - выпиливание,

- валяние,

- раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),

- рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),

- дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,

- обведение рисунков по точкам,

 - выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).

- плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров .

 - изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).

 - вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,

 - декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,

- задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов), - рисование на доске мелом, цветными мелками,

 - оригами,

- изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

 

3. Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг.

 Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом). Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки: - вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера, - линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании, - ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги. Задание

2. Шриховка.

Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать. Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

 

4. Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

 

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном. Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку: Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «туктук»):

 

Тук-тук, молотком,

 Мы построим буквам дом.

Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.

 

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

 Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом. Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

 

Если родители будут выполнять предложенные задания, - то прописи школьника будут только их радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие - желание учиться.