Учитель года Дона 2018

В этом году я являюсь конкурсантом "Учителя года Дона 2018".  Темой моего педагогического опыта, является использование ИКТ и элементов сказкотерапии для развития речи дошкольников. Предлагаю Вам познакомиться с "Интегрированным логопедическим занятием по развитию речи и сказкотерапии в подготовительной к школе группе, а также с мастер-классом.

Педагогический опыт

Интегрированное  логопедическое занятие

 по развитию речи   сказкотерапии

в подготовительной к школе группе по теме:

«Путешествие по волшебному лесу»

Цель: Систематизация и обобщение знаний о диких животных и зимующих птицах. Снятие эмоционального напряжения. Закрепление фонематического анализа

 

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: закреплять представления детей о диких животных и зимующих птицах зрительное внимание и восприятие; совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных); закреплять умение отгадывать загадки

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения); развивать мышление и воображение; развивать зрительное восприятие, внимание, память; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

 

Реализация образовательных областей:

·        Социально-коммуникативное развитие

·        Речевое развитие

·        Познавательное развитие

·        Физическое развитие

·        Художественно-эстетическое развитие

 

Оборудование:

·        Компьютер, проектор, экран

·        Снежок

·        Набор предметных картинок

·        Набор картинок «Зимующие птицы»

·        Набор  фигурок «Дикие животные»

·        Коврограф

·        Магнитная доска, магнитные буквы, магниты

·        Кукла-марионетка Снеговик

·        Ткань-тропинка

·        Развивающая игра «СенсиБар», повязка на глаза

·       столика

·        Ткань для сугроба

 

Этапы формирования совместной деятельности:

·        Ознакомление детей с внешним видом диких животных и зимующих птиц.

·        Работа по расширению словарного запаса по лексическим темам: «Дикие животные», «Зимующие птицы»

·        Рассматривание, беседа.

 

Слайд 1

Ход занятия

1.     Организационный момент. (За минуту до начала занятия включается сказочная музыка)

                     Логопед выходит к детям за дверь:

Логопед: "Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь... (шепотом) — пошли!.."

2.     Психогимнастика

Логопед: Ребята, прежде чем очутиться в волшебной стране, мы с вами встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать снежок.

 (Дети встают вместе с логопедом в круг.  Звучит лирическая музыка.)

Этот снежок не простой, а волшебный. Он излучает добро и тепло и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

Слайд 2

Логопед:  В одной далекой стране есть Волшебный лес. Ему уже очень много лет. Он многое видел и очень многое знает. Тому, кто в него входит, он дает силу и мудрость. А кто же будет встречать нас там? Мы с вами узнаем, если отгадаем слово, зашифрованное в картинках по первым буквам.

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов-картинок. (Сани, нос, енот, голубь, олень, валенки, игрушки, кот  – «Снеговик»)

 Логопед:  Молодцы ребята, а так это или нет, мы узнаем, очутившись в волшебном лесу. А для этого станем на место превращения и закроем глазки…

Слайд 3 «Зимний сказочный лес» - звучит АУДИОЗАПИСЬ П.И.Чайковский «Зимний лес», в это время логопед расставляет картинки зимнего леса.

Вдох…выдох.., вдох…выдох..,  В лесу свежо и хорошо. В лесу много снежных полян с удивительными кустарниками  и волшебными деревьями. Погуляйте по Волшебному лесу и найдите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами, может быть, вы познакомитесь с животными и другими обитателями Волшебного леса. А может быть, вы будете лепить снеговика или играть в снежки. Что бы вы ни делали — Волшебный лес охраняет вас и дает вам силу… Вот мы и оказались с вами в сказочном лесу волшебного леса.

Слайд 4    (Дети открывают глаза и оказываются в сказке).

3.Дыхательная гимнастика «Блуждание в лесу»

Логопед: Дети, мы с Вами оказались на опушке в зимнем лесу, представим, что светит солнышко, и мы дышим свежим зимним воздухом. (Вдох носом-выдох ртом)

На вдохе повернуться в одну сторону,

На выдохе — в другую, со звуком «ау».

Ладони можно приложить к щекам, имитируя зов на помощь.

Появляется кукла марионетка Снеговик

Снеговик:  Здравствуйте, дети, это вы меня звали? Я, снеговик АУ, я очень рад приветствовать вас в моем волшебном  лесу. Кто из вас знает, как пахнет зимний лес?

Дети: свежестью, морозом, хвоей

Снеговик: Я вам предлагаю пройти по моей волшебной тропинке на волшебную опушку и попробовать угадать запах.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается определить по запаху (лед, ветка ели, шишка, дым).

Снеговик: А здесь, я предлагаю вам угадать вкус.

Игра: "Узнай на вкус"

Детям закрывают повязкой глаза, нужно определить по вкусу и назвать то, что они съели (мандарин, шоколад, морковь).

Снеговик: Дети, а как вы думаете, почему среди вкусов есть морковка?

Дети: Потому что у снеговика нос морковкой!

Логопед: Молодцы, ребята правильно угадали запахи и вкусы и мы с вами отправляемся дальше. Чуден  волшебный лес зимой!  Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. А кого мы можем встретить в лесу?  

Дети: птиц, животных

(дети подходят к коврографу, на котором закрепллены изображения кормушки и ветки ели)

Снеговик: Отгадайте мои загадки:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее...(ворона)

 

Кто присел на толстый сук,

И стучит: тук-тук, тук-тук?

                               (дятел)

Угадай, какая птица - 

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: "Тень, тень!"

Как хорош весенний день!

                              (синица)

Кто летает, кто стрекочет - 

Рассказать нам новость хочет?

                                   (сорока)

Что за птица,

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде.

                       (Клёст)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

Северные гости,

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках - хохолки

             (свиристели)

 

Логопед помещает плоскостные изображения птиц на коврограф: сороку на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кормушки, клёста в кормушку, дятла на ствол и т.д.

 

Логопед: Ребята, какие птицы прилетели к кормушке?

Дети: Зимующие

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому что они остаются зимовать в родном краю

Упражнение «Что изменилось?»

Логопед: Еще раз, посмотрите, ребята, на птиц возле кормушки. Запомните, кто, где находится.

Дети смотрят на коврограф 1-2 минуты. Логопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.

 

Логопед:  Молодцы, ребята! Справились с заданием! Пройдет на нашу волшебную тропинку и отправимся дальше. Посмотрите у нас тропинка не простая, она волшебная живая и постоянно меняется. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети изображают, как они идут по мягкой травке); а сейчас мы с вами идем по песку, он становится все горячее и горячее... ой! он просто обжигает ноги!., а вот волна накатилась на песок и скрыла его — мы с вами идем по теплой воде... и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам...

Все вместе подходят к "сугробу" - берлоге медведя

Логопед: 

Кто там, в шубе меховой,

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда,

Лапу в рот кладет всегда!

                             (Медведь) 

 

Снеговик:                Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить?

Дети:                Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку, и тревожить их нельзя.

Логопед: Правильно, ребята, здесь, в лесной глуши спрятались дикие животные

Слайд 5    Игра «В лесной глуши»

Логопед приглашает детей к экрану, на котором изображен дуб, из-за которого видны части тел диких животных

Логопед: Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом значит

1-й ребенок: Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

Логопед достает изображение лося и кладет перед ребенком

2-й ребенок: Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белка.

Логопед достает изображение белки и кладет перед ребенком.

3-й ребенок: Я вижу лисий хвост, значит, за деревом прячется лиса.

Логопед достает изображение лисы и кладет перед ребенком.

4-й ребенок: Я вижу уши зайца, значит, за деревом прячется заяц.

Логопед достает изображение зайца и кладет перед ребенком.

5-й ребенок: Я вижу голову и лапы медведя, значит, за деревом прячется медведь.

Логопед достает изображение медведя и кладет перед ребенком.

6-й ребенок: Я вижу лапы и хвост волка, значит, за деревом прячется волк.

Логопед достает изображение волка  и кладет перед ребенком.

Снеговик: Ребята, а какие сказки вы знаете с участием этих животных?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Волк и лиса» и т.д.

Логопед: Дети, раз у нас лес волшебный и сказки у нас необычные. Вы, наверное, знаете, что когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку "Колобок", сказка звучала бы одинаково?

Дети: "Нет".

Логопед: А чем бы эти сказки отличались?

Дети: рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги - злым.

 

Снеговик: Ух, какое интересное путешествие у нас получилось, но, к сожалению, любое путешествие когда-нибудь заканчивается! До свидания, ребята, приходите еще!

Дети: До свидания!

Логопед: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад, произнесем волшебные слова "Вокруг себя я повернусь, и в детском саду окажусь!"

Слайд 6    Логопед: Вот мы и в детском саду. Где мы были, дети?  Что видели? Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? А я с вами прощаюсь, до свидания, до новых встреч.

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1.     Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 -7 лет (подготовительная группа)». – СПБ.: «Детство-Пресс», 2017.

2.     Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Путь к волшебству» (теория и практика сказкотерапии ). – СПБ.: «Златоуст», 1998.

 

3.     О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина «Сказкотерапия – как средство развития речи для детей дошкольного возраста». - )». – СПБ.: «Детство-Пресс», 2012.

Мастер-класс

 

Мастер-класс

"Использование интерактивных коммуникативных технологий и элементов сказкотерапии в развитие речи дошкольников"

Цель мастер-класса: овладение педагогами новыми приемами и технологиями решения коррекционных задач с использованием элементов сказкотерапии в работе с детьми.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими аспектами метода  сказкотерапии.

2. Обозначить коррекционные возможности использования сказкотерапии в речевом развитии детей.

3. Сформировать у педагогов навыки проведения занятий с использованием элементов сказкотерапии, включение их в непосредственно образовательную деятельность.

4. Научить пользоваться «Конструктором картинок» образовательного портала «Мерсибо»

Оборудование: Диск или флешка с «Конструктором картинок» образовательного портала Мерсибо, ноутбук по количеству участников, проектор, экран

«Волшебная коробочка», шапочки животных - героев сказки «Колобок»,

Ход мастер-класса:

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого раннего детства. Сначала это простые сказки: «Колобок»«Репка»«Курочка Ряба», позже - волшебные: «Аленький цветочек»«Дюймовочка»«Золушка»«Дикие лебеди». Сказка проста, говорит с малышом на понятном ему языке, и в то же время сказка загадочна. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, учат сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.   

        Вместе с героем ребёнок отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается за справедливость. Так  незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Также можно вместе с детьми самим придумать сказку и ее героев. Иногда героем сказочной истории могут быть и сами дети. Собственная сказка может помочь детям решить какую-то проблему, побороть страхи или научиться чему-то новому. Такое "проживание "сказки имеет уже терапевтический эффект.

Сегодня мне хотелось бы вам показать элементы сказкотерпии, которые я включаю в занятия по развитию речи.

    Итак, возьмем одну из лексических тем. Например, дикие животные. Скажите, в какой сказке встречаются дикие животные? (выслушать ответы). Сегодня я хочу познакомить вас с основными приемами моей работы на примере русской народной сказки «Колобок». Я выбрала её, т. к. эта сказка достаточно проста и всем известна.

        Сейчас, каждый из вас выберет себе героя. Чтобы было все по-честному, и не возникало споров, мы обычно используем волшебную коробочку, в которой лежат загадки. Дети по очереди достают загадки (меняются в зависимости от возрастной категории детей), отгадывают и получают себе маску. Появление коробочки уже настраивает детей на сказку (каждый из участников достает загадку, отгадывает ее и получает себе шапочку героя)

Примеры загадок:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

                                      (заяц)

Злой и страшный серый зверь,

Водится в лесу теперь,

Всех зайчат перепугал,

Также белок разогнал,

Но он бедный и голодный,

Хоть и страшный и проворный.

                                            (волк)

Среди всех зверей он главный,

И зайчишек защитит,

И с волком поговорит,

Любит сильно он поспать,

Также лапу пососать,

А живет он, прям в берлоге.

Что за зверь любитель меда?

                                      (медведь)

Эта славная рыжуха,

Пышный хвост, белое брюхо,

Очень страшная хитрюга,

Курей в клетке посчитает,

И хозяев испугает,

Вмиг сбежит и прямо в лес.

                                         (лиса)

 

       Чтобы дети прочувствовали своего героя можно предложить им продемонстрировать манеру поведения, характерную для их героев.

Например: Вы кем сегодня у нас будете?

- Зайкой.

- А покажи нам, пожалуйста, как зайка прыгает? (аналогично опросить всех участников)

     Таким образом, каждый ребенок взял на себя роль, и чувствует себя героем сказки. При показе сказки необходимо как можно более точно передавать характерные образы героев через жесты, мимику, интонацию. Мы попробуем сейчас это сделать.

Т. к на данном возрастном этапе ведущую роль выполняет педагог, то я буду выполнять роль колобка. Прошу вас присесть за столы к ноутбукам. Перед вами конструктор картинок образовательного портала Мерсибо. Для начала я познакомлю вас с основными разделами конструктора и его возможностями.

После того, как мы познакомились с основами, предлагаю перейти в Мерситеку и выбрать категорию «Составление рассказа».

   Теперь мы с вами вернемся в наши образы и вспомним кто мы.

Логопед:  «Расскажу немного о себе. Я зажаристый, румяный, круглый колобок. Да вот беда я очень непослушный. Лежал я себе на окошечке, лежал, да и решил пойти в лес погулять. Хорошо колобок поступил?

Дети: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.

Логопед: Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик идет… (Выходи зайчик). Расскажи про себя какой ты? Здесь хотелось бы отметить, что если в группе есть неговорящие детки, то в таком случае предложить всем детям помочь описать героя. Т. к. вы все хорошо говорящие дети прошу вас подобрать самостоятельно, как можно больше прилагательных.

Заяц: Маленький, серенький, шубка пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый. В старших группах можно предложить пофантазировать и придумать, какие звуки издает заяц.

Логопед:  Увидел зайчик колобка и говорит…

Заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Логопед:  «Не ешь меня, я с тобой поиграю».  Предлагаю с помощью Конструктора  картинок решить сказочные задачу: составить картинку, где заяц встречает колобка и рассказать сказку от имени зайки.

Логопед: "Зайчику очень понравилось играть и решил он не есть колобка. Отпустил он его". Спасибо большое зайчик, ты очень добрый и веселый. Нам очень понравилось с тобой играть. Катится колобок, катится, а на встречу ему волк идет..." Выходи волк, расскажи про себя.

Волк: я злой, страшный, серый, ушки короткие, хвостик длинный, зубки острые.

Логопед: "Увидел волк колобка и говорит..."

Волк: "Колобок, колобок, я тебя съем"

Логопед: "А колобок и говорит. Не ешь меня, я тебе интересную задачку загадаю

По готовой картинке, на которой изображены волк и заяц описать внешний вид зверей, сравнить размеры, указать в какой сказке встречаются эти звери. Продолжить сказку «Колобок», когда волк и заяц столкнулись друг с другом после встречи с колобком.

Логопед:  «Волку очень понравилось играть, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его. Спасибо большое волк, ты очень добрый и умный, и ты нам очень понравился».

Логопед: Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь идет…» Выходи медведь. Расскажи о себе.

Медведь: Я большой, косолапый, ушки у меня короткие, хвостик короткий.

Логопед: «Увидел медведь колобка и говорит…»

Медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Логопед: «А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебе помогу друзей найти»

На предложенной картинке найти зверей  из сказки «Колобок», рассказать в какой последовательности Колобок их повстречал.

Логопед: «Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Спасибо большое, медведь, ты очень добрый и ловкий, нам очень понравилось с тобой веселиться».

Логопед: «Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет».

Лиса: Я хитрая, рыжая, льстивая, ушки у меня короткие, хвостик длинный, пушистый.

Логопед: «Увидела лиса колобка и говорит….»

Лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Логопед: «А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

Здесь можно предложить детям похвалить лисичку, чтобы она не ела колобка. Участникам предлагается похвалить лису, ответив н вопрос «какая она?» (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).

Что дает нам это игровое упражнение? Вот в такой непринужденной форме мы расширяем словарный запас наших воспитанников, учим их правильному согласованию слов в словосочетаниях, даем бесценную возможность участия в общей беседе, воспитывая важные коммуникативные умения – слушать и слышать собеседника, не перебивать, контролировать динамику голоса и прочее.

Логопед: «Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка.

Придумать окончание сказки, чтобы было, если бы лиса не съела Колобка.

Логопед: Молодцы ребята, все справились с заданием. Что мы сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?

Итак, позвольте подвести итог. Какие коррекционно-развивающие задачи мы решили сегодня на материале данной сказки?

-ознакомление детей с литературными произведениями, в частности с русскими народными сказками;

-вызов активной мотивации к действиям ребенка в театрализованной игре;

-показ образца правильной речи и передачи характерного образа героя;

-развитие диалогической формы речи через объединение детей для диалога, когда ребенок вынужден в контексте сказки вступать в речевое общение в данной случае со мной (с колобком);

-закрепление словаря ребенка по изучаемой лексической теме; обогащение словаря детей прилагательными;

-развитие внимания у детей с ОНР к собственной речи и речи собеседника; развитие контроля за собственной речью;

-воспитание отзывчивости и доброжелательности.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, снятие эмоционального напряжения, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Умение пользоваться Конструктором картинок.

Решение с помощью дидактических картинок ситуаций, обучение рассказыванию.

   Использование конструктора картинок, позволяет изготовить в короткие сроки необходимое пособие, не всегда у педагога есть под рукой необходимый материал. Также с помощью картинок можно сделать скриншот и распечатать картинки, можно вставить в презентацию.

           Таким образом, используя дидактические картинки по сюжетам сказки, мы можем решить многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. Конструирование сказки в старшем дошкольном возрасте позволяет развивать мышление, внимание, память. Проговаривание и решение заданных задач, способствует развитию речи, помогает найти выход из нестандартных ситуаций. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.